для решения конкретной проблемы на участке собирается многофункциональная группа специалистов по разным направлениям: цеха-потребителя, цеха-поставщика, службы качества и т.д. Ценность этого инструмента бережливого производства – в командной работе. Люди, которые в обычной рабочей обстановке между собой практически не взаимодействуют, учатся совместно искать решения проблем.
привнесение человеческого интеллекта в автоматы, способные самостоятельно обнаруживать первый дефект, после чего сразу остановиться и сигнализировать о том, что нужна помощь. Этот подход, называемый иначе дзидока.
это методология, которую многие производители используют для устранения отходов, оптимизации процессов, снижения затрат, стимулирования инноваций и сокращения времени выхода продукта на рынок.
инструмент производственной системы (бережливого производства), направленный на описание потоков создания ценности посредством картирования для оценки потерь и разработки плана мероприятий по их устранению.
анализ выполнения производственных операций с целью определения числа возвратов на предыдущую стадию для исправления или утилизации.
инструмент визуального контроля за ходом производственного процесса
процесс оценки текущей ситуации, с точки зрения соответствия стандартам, мировому уровню организации производства, Аудит также определяет: целевые результаты, потенциальные возможности, текущие способности и помогает в разработке плана проведения изменений.
такое размещение инструментов, деталей, тары и других индикаторов состояния производства, при котором каждый с первого взгляда может понять состояние системы — норма или отклонение (аномалия).
оценка качества изготовления продукции методом осмотра или тактильным способом.
время, которое продукт простаивает в очереди в ожидании следующей стадии производства или проектирования, оформления документа (заказа) или телефонного разговора.
время с момента размещения заказа до его выполнения и передачи потребителю.
система производства, при которой поставщик (или внутренний поставщик), находящийся выше по потоку, ничего не делает до тех пор, пока потребитель (или внутренний потребитель), находящийся ниже, ему об этом не сообщит. Обратная ситуация называется выталкиванием.
поэтапный план действий по достижению конкретной цели или решения текущей проблемы.
скопление материалов, ожидающих обработки или перемещения между процессами (этапами) потока. Физические запасы классифицируются по месту их расположения в потоке создания ценности и по функциональному предназначению. Запасы по месту расположения: сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция. Сырье, материалы — материальные ценности, находящиеся на предприятии (в процессах) и не подвергавшиеся обработке
непрерывное улучшение деятельности с целью увеличения ценности для потребителя и уменьшения потерь (муда)
радикальное (кардинальное) улучшение процесса, направленное на достижение поставленной цели или устранение потерь (муда).
в переводе с японского — карточка или значок. Инструмент вытягивающей системы, который дает указание на производство или изъятие (передачу) изделий с одного процесса на другой. Может использоваться — бирки, карточки, тара, электронное сообщение. Используется в Производственной Системе Toyota для организации вытягивания путем информирования предыдущей производственной стадии о том, что надо начинать работу.
процесс изучения и визуального изображения материального и сопровождающего его информационного потоков в ходе создания ценности, при движении материалов по процессам от поставщика до потребителя. Состоит из этапов: 1. Выбор потока. 2. Описание текущего состояния потока. 3. Описание будущего состояния потока. 4. Составление плана (дорожной карты) достижения будущего состояния потока.
система доставки деталей (например, для ремонта), при которой грузовик, постоянно выполняющий один и тот же маршрут, может в определенных местах останавливаться и доставлять деталь, в которой возникает потребность.
инструмент визуализации проблем и аномалий на гемба (офисе), применяется в виде карточек на которой могут указываться: номер проблемы по порядку (из перечня проблем); дата установки ярлыка; Ф.И.О. выявившего проблему или др. информация.
любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Существует семь основных видов потерь, это:
изменчивость в методах работы или в результатах процесса.
напряжение, перегрузка (сверхурочная работа) человека или оборудования, неразумность.
серия отдельных операций (действий), посредством которых создается проект, оформляется заказ или производится продукция.
способ, которым Тайити Оно подходил к поиску причины любой проблемы и заключавшийся в том, что для нахождения первопричины (глубинной причины) проблемы (root cause) надо минимум пять раз спросить «почему». Только после этого можно браться за разработку и реализацию корректирующих воздействий.
система эффективной организации рабочего места (рабочего пространства), основанная на визуальном контроле. Включает в себя пять принципов, каждый из которых по-японски начинается с буквы «С».
метод реализации непрерывного потока единичных изделий, при котором оператор, передвигаясь в ячейке от станка к станку, забирает готовую деталь с одного станка и загружает ее в следующий, и так далее. На японском языке буквально это означает «грузи-грузи».